Выступление на XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях

Добрый  день  всечестные  отцы, матушки, братия  и  сестры, коллеги. Мы  подготовили  для  вас  сообщение  об  опыте  работы  с  фильмами  кинофестиваля  Свет  миру  в  образовательном  процессе. 

Я  работаю  в  сельской  малокомплектной  школе,  в  которой  учатся  31  человек. С  введением  ФГОС  к  урокам  добавились  внеурочные  занятия, одно  из  направлений  которых  духовно-нравственное. 

В  прошлом   учебном  году  я  вела  «Азбуку  вежливости»  и  «Кукольный  театр»  В  этом  году  появился  ещё  один  час, тут  и  начались  поиски  интересной  формы   занятия  для  5го  и  6го  классов. 

В  то  же  время  моя  мама  волею  судьбы  съездила  в  Белоруссию,  где  была  участником  просмотров  «светмировских»  фильмов.  Это  стало  обсуждаться  в  нашей  семье, но  у  меня  самой  не  было  желания  этим  заниматься.  Боялась  трудностей, которые  могут  у  меня  возникнуть.  

Летом,  Божьим  промыслом,  я  стала  членом  молодёжного  жюри фестиваля  «Свет  миру».   Особенно  тогда  мне  понравился  фильм  «Доктор»  и   «На  седьмом  небе».   А  ещё  в  нашу  жизнь  вошли  Артемий  и  Елена  Лобачёвы-Дворецкие.  Теперь  они ведут  активную  работу  в  образовательных  учреждениях   нашего  района.  

Сами  понимаете, такое  знакомство  не  прошло  бесследно,  и  я  решила  написать  рабочую  программу   по  фильмам  кинофестиваля.  Поурочное  планирование  составила  в  соответствии  с   событиями  в  календаре.  

Сразу  скажу, что  не  ждала  полных  развёрнутых  ответов  на  первом  занятии  от  детей, но  в  тайне, всё  же, надеялась, что  выразят  своё  мнение  по   поводу  увиденного  и  ответят  на  мои  вопросы.  Не  тут-то  было! Короткие  односложные  ответы  -  это  всё,  что  мне  удалось  услышать.  Где-то на  втором-третьем  месяце  занятий  (при  том,  что  занятия  проходят  один  раз   в  неделю)  дети  стали  более  живо  реагировать  на  увиденное, даже  вместо  обычной  болтовни  на  занятии  они  стали  обсуждать  поступки  героев  и  их поведение.  

Анализируя  свою  работу,  могу  сказать, что  мы  столкнулись  с   двумя  проблемами.  

Первая – современная  киноиндустрия  приучает  зрителя  к  клиповому  мышлению (т.е. быстро  сменяющиеся  картинки, максимум  действия, при  минимуме  или  полном  отсутствии  времени  на  чувства, эмоции, переживания),  а  фильмы  кинофестиваля  иные.  Они  заставляют  детей  чувствовать  и   думать. Вот  почему  результат  своей  работы  мы  увидели  лишь  на  третьем  месяце  занятий.  Поэтому, коллеги,  выбирая  такую  форму  работы,  как  кинолекторий,  и   первое  время  сталкиваясь  с  подобными  трудностями,  не  останавливайтесь.  Просто  сознанию  ребёнка  необходимо  адаптироваться  к  человеческому  кино.  

Вторая – одна  из  задач  внеурочки  -  заинтересовать  детей.  Однако  важно  провести  чёткую  грань  между  желанием  заинтересовать  детей  и  возможностью  пойти  на  поводу  их  интересов. Т.е.  мы  не  должны  опускаться  до  интересов  детей,  а  обязаны  подтягивать  их  до  нашего  уровня.  Например,  не  самый  популярных  жанр  среди  детей -  ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ  КИНО,  будет  для  них  интересным  и  важным, но  для  этого  мы  должны  постараться  и  приучать  их  к  документальному  кино. 

В  заключении  хочется  рассказать,  что  ощущаю  Божий  промысел,  поддерживающий  нашу  работу. Для  примера  расскажу  об  одном  из  последних   занятий, которое  прошло  13  января. Оно  было  посвящено  одному  из  главных  праздников  нашей  православной  страны – Рождеству  Христову. Своё  занятие  я  начала  с  прочтения  Евангелия. Прочитала  о  значении  слова  Евангелие, прочитала  про  рождество  Богородицы  и  введение  её  во  храм, про  Благовещение  и, непосредственно,   про  Рождество  Христово.  В  качестве  видеоряда  выбрала  мультипликационные  фильмы  «Святая  ночь», «И  как  2000  лет  назад», «Сказка  о  Рождественском  дереве».  Посмотрев  первый  мультфильм,  мы  перешли  к  его  обсуждению. В  заключении, я повторила  слова  героини-бабушки: «Когда  пастух  стал  милосердным, глаза  его  открылись  и  он  увидел  ангелочков»  и слова  внучки «То, что  увидел  пастух  мы  тоже  могли  бы  увидеть  потому, что  ангелы  летают  в  поднебесье  каждую  рождественскую  ночь»  После  чего  показала  своим  ученикам  фотографии  2х  ангелов.  

Коллеги, с  какими  бы  трудностями  вы  не  столкнулись, точно  знайте, что  господь  целует  даже  намерения. Приятных  и  интересных  вам  просмотров! 

Comments:

 
Наверх