Кино, которое ведет к храму

Ярославские кинодокументалисты Артур Лобачёв и Елена Дворецкая награждены медалью русского философа Ивана Ильина «За развитие русской мысли». Эта медаль, учреждённая общественным движением «Россия Православная» — награда за общественную деятельность на ниве просвещения, правосознания, публицистики и сбережения русского языка.

 

Артур и Елена давно заявили о себе в таком сложном жанре, как православное кино. Ну, вот, подумает кто-то, теперь и кино будем разделять по конфессиональному признаку. А православное – это купола, кресты, люди в чёрных рясах, женщины в платочках…

- Всё это так и было поначалу, в 90-е годы, когда новая тема была только заявлена в кино, — говорит Артур. – Но вскоре все мы и те, кто делает фильмы, и зрители, поняли: православное кино — это нечто другое. Если заузить само понимание православия до сути нашей веры, то в чём она выражается? В том, чтобы правильно славить Бога и человека, его творение. А что такое право? Это понимание жизни в духовно-нравственном аспекте, — рассуждает он. — И если фильм соответствует этим параметрам, то неважно, на какую тему он снят, в нём даже может ни разу не прозвучать слово «Бог», но он всё равно будет православным, — считают Артур и Лена, которых работа над фильмами привела в лоно Церкви, помогла по-настоящему воцерковиться.

Сказалось ли это на их работе в кино? Несомненно. Фильмы, снятые ими, — это фильмы людей неравнодушных и понимающих, что же они сами хотят рассказать людям о вере и православии.

А начиналось всё лет семнадцать назад, когда Елена и Артур ещё работали на Ярославском гортелеканале: она — корреспондентом, он – телеоператором. Интересные репортажи, знакомства с удивительными людьми захотелось продолжить. Так появились первые фильмы, а потом и желание посвятить себя кинодокументалистике, работать самостоятельно. Артур и Елена создали свою киностудию «Православное информационное агентство «Русская летопись», которое и снимает фильмы на православную тематику. Первым из них был «Ожихом» — пятнадцатиминутная короткометражка о возрождении церкви Петра и Павла в Красноперекопском районе Ярославля. Символом его стала икона Василия Великого, которая проступала сквозь замазавшую её краску, рядом с гербом СССР. А «ожихом» и есть оживление, возрождение в переводе с церковнославянского. Потом был фильм «Слепи меня, Господи», который после одного из православных кинофестивалей показывали в кинотеатре на Елисейских полях в рамках Дней русской культуры во Франции. Он о юной художнице Анжелике Романовой и её глиняных ангелах.

Монастыри, крестный ход, церковная служба – всё это есть в их фильмах. Но не только. Они открывают всё ещё малознакомый большинству из нас мир внутри церковной, внутри монастырской ограды. Дарят встречи с людьми, живущими, вроде, и рядом с нами, но как бы и вне времени, вне пространства. Потому что живут они по законам вечности, где любовь, верность, милосердие соседствуют с добром, состраданием и жертвенностью.

Православное кино – это доброе, душеполезное кино, говорит Елена. И поэтому многие советские фильмы кажутся ей сегодня православными по сути. Ведь они пробуждали в людях добрые чувства и учили добру.

Понятия эти не очень-то вписываются в нынешнюю нашу жизнь, где, кажется, всё пропитано чистоганом. А тут – люди, молодые и успешные, во всяком случае, имеющие все основания для этого, и вдруг ушедшие в монастырь. По словам Игнатия Брянчанинова — «Желая жития ангельского». Так называется и фильм, снятый Артуром и Еленой, о насельниках Спасо-Яковлевского монастыря Ростова Великого. Что двигает ими, как живут, чем занимаются, зачем и почему отрекаются от мира – на эти вопросы, интересные и для многих из нас, ищут ответы авторы. И, кажется, находят. Возможно, только для себя, снимая совсем нелёгкую монастырскую жизнь, где каждый обретает себе дело. Вернее, дело находит человека, а он со смирением принимает его, независимо от личных интересов.

Но зачем ограничения себя во всём героям этого фильма – вопрос, который не раз возникает во время просмотра. И, кажется, они-то его для себя нашли. Его поняли и приняли авторы. Но услышит ли это зритель, поймёт ли? Во всяком случае, что-то из фильма он для себя, безусловно, вынесет. Над чем-то задумается, о чём-то поразмыслит. И это главное в творчестве Артура и Елены. Заставить зрителя думать, потому что за антуражем факта и события в их фильме всегда есть подтекст.

Вот фильм «Между небом и землёй» — о судьбе слепой монахини, матушки Агафьи, одиноко живущей в заброшенном селе ярославской глубинки. Она не дала закрыть уникальный 400-летний храм и, как могла, поддерживала в нём жизнь. Фильм этот отмечен наградами православных кинофестивалей «Покров», «Радонеж», «Православие на радио и телевидении», «Встреча», «Магнификат». У него пока нет продолжения, но, возможно, будет, как есть продолжение у самой истории про слепую монахиню. Фильм увидел врач-офтальмолог из Струнина и, разыскав Елену и Артура, взялся помочь матушке. Операция оказалась успешной, зрение ей возвратили. А спустя время по молитвам монахини и в семье того врача произошло чудо — родилась девочка, хотя до этого у супругов долгое время не было детей.

Чудо – оно всегда присутствует в православии. И, снимая наши фильмы, мы не раз убеждались в этом, говорят Елена и Артур.

Один из недавних их фильмов — тоже о чуде, рождённом милосердием и любовью, чуде, преображающем человека. Вместе с воспитанниками единственного в нашей стране Сергиево-Посадского специализированного интерната для слепоглухонемых детей Елена и Артур побывали в Греции, куда русских детей пригласил на отдых греческий монах отец Нектарий. Слепые от рождения, они открывали для себя мир, которым мы, зрители, просто любуемся по ходу фильма. Горы, море, солнце, голубое небо и чудесная южная природа… А детишки там, в фильме, постигают всё это на ощупь, кожей. Им рассказывают о мире их преподаватели и воспитатели, самоотверженные люди, избравшие для себя такое нелёгкое и такое милосердное служение ближним. Сколько радости, ощущения счастья на лицах детей ловит кинокамера Артура! Она остановилась на черепашке, с которой впервые знакомятся дети, передавая её из рук в руки. Зверушку, пересекающую автостраду, заметил водитель-грек, ведущий автобус с детьми, и остановил машину. Для ребят эта встреча стала открытием мира, неведомого им.

Каждый из взрослых, с которыми знакомят нас авторы фильма: директор детского дома, его сотрудники, батюшки, которые взялись добровольно помогать детдому, бывшие его воспитанники, сумевшие встать над обстоятельствами и найти своё место в жизни, — все они стараются сделать для ребят возможное и невозможное. И чудо совершается у нас на глазах. Мы видим, как незаурядны эти дети, как они талантливы, трудолюбивы, настойчивы. В их немощи совершается сила Божия, утверждающая их в жизни. Недаром и символом фильма стал пробивающийся сквозь асфальт цветок.

Насельницы Николо-Сольбинского монастыря под Переславлем и воспитанницы существующего при нём интерната, талантливые художники из Некрасовского района Романовы, вологодские кружевницы, люди, ищущие и обретающие веру, живущие с ней и в ней, люди, увлечённые делом, не приносящим ни барышей, ни славы, чудаки, по житейским понятиям, становились героями многих фильмов, снятых Артуром и Еленой. Сюжетами для них стали и Екатеринбургский крестный ход в память о святых царственных страстотерпцах царе Николае II и его семье, и борьба за историческое наследие Красного Перекопа.

Артур и Елена и сами порой не знают, где и как отзовутся их фильмы. Приглашением на фестиваль, предложением снять новый фильм или просьбой о профессиональной помощи и совете. Так, недавно в их квартире раздался звонок с Сахалина. Один из священников просил помочь ему в создании киностудии при храме, чтобы привлечь к творчеству подростков и молодёжь. А ещё было приглашение на встречу со зрителями в Нижегородской области, где восстанавливают память о местном купечестве, тесно связанном родственными и профессиональными узами с купечеством ярославским. У Елены и Артура был фильм, посвящённый этому. Идут их фильмы на центральных телеканалах Украины, Белоруссии, православных телеканалах России – «Спас», «Страна», «Радость моя», и только в Ярославле их не увидишь, разве что на диске дома.

Участники и лауреаты многочисленных кинофестивалей Артур Лобачёв и Елена Дворецкая два года назад стали активными помощниками детско-юношеского кинофестиваля «Свет миру», который по благословению и при поддержке епископа Рыбинского и Угличского Вениамина проводится на Ярославской земле. В этом году представители 11 стран ближнего и дальнего зарубежья приняли в нём участие. В состав жюри входили представители Союза кинематографистов России. И только местные не заметили фестиваля.

Впрочем, такое отношение к православному кино в России не редкость. А вот на Украине и в Белоруссии православным кинофестивалям оказывается всемерная поддержка. Православные фильмы идут на центральных телеканалах этих стран. Министерство культуры выделяет денежные средства на профессиональную подготовку кинематографистов.

Как-то, когда Артур и Елена в очередной раз опечалились по поводу того, что православное кино никому в стране не нужно, один священник сказал им: ребята, вы просто не понимаете, что вы делаете. Я вот выхожу на амвон, говорю проповедь. В воскресный день её слушают ну человек 200 — 300. Я несу слово Божие этим людям. А вы задумайтесь, какая аудитория перед вами.Причём аудитория может быть совсем не церковная. Ведь в храм приходят люди, хоть что-то знающие о нашей вере. А вы обращаетесь порой к совершенно чуждой среде и задумайтесь над той ответственностью, которая возложена на вас при этом. Вы должны подвести человека к храму, сказал батюшка, подведите, чтобы он остановился, задумался, мол, надо бы ему туда зайти, хотя бы свечку поставить. А мы там примем его и уже наше дело – поговорить там с его душой.

- Слова эти мы с Леной запомнили на всю оставшуюся жизнь. Подвести человека к храму — это и правда самое ответственное дело на земле. Во всяком случае, для нас, — говорит Артур.

Ирина Хрупалова

Материал взят с сайта Ярославской Митрополии

 

Comments:

 
Наверх